ник: Силblч
Плата за проезд на многих видах общественного транспорта в Советском Союзе была довольно низкая (с 1961 г. — от 3 до 5 коп. копеек за одну поездку). До конца 1950-х годов билеты выдавал кондуктор, присутствовавший в каждой единице подвижного состава на специальном сидении. С 1959 г. контролёры были упразднены, а вместо них введена система, основанная на доверии, в которой акцент ставился на совесть пассажиров и на контроль со стороны других пассажиров. Пассажир опускал деньги в кассу, расположенную в салоне автобуса, троллейбуса или трамвая (как правило, имелось две кассы — по одной у каждой двери). Верх кассы был прозрачный, так что было видно, сколько денег пассажир в неё бросил. Пассажир сам отрывал себе билет, предварительно повернув специальную рукоятку. Поскольку автобусы были часто переполнены, деньги часто передавались к кассе по цепочке, и билет отрывал ближайший к кассе пассажир. Принадлежность билета данному маршруту могла быть проверена контролёрами по напечатанному на нём серийному номеру, однако никакого контроля правильности оплаты (за исключением общественного, со стороны других пассажиров) не было предусмотрено. Отсутствие контроля приводило к частичной оплате проезда, когда денег в кассу помещалось меньше стоимости билета (в частности, в первые годы работы системы в Киеве не оплачивалось 12-20% билетов). Следствием недобросовестности ряда пассажиров стала установка специальных автоматических касс, выдававших билет только после внесения нужного количества денег. Кроме того, в целях стимулирования оплаты проезда транспортники прибегали к пропаганде и агитации — в автобусах встречались надписи «Совесть пассажира — лучший контролёр!».[1]
«Зайцы» пользовались этой системой и отрывали билеты, не опуская в кассу деньги. При этом они часто старались загородить кассу, чтобы другие не видели эту операцию. Зная о такой практике, контролёры часто стояли вблизи кассы и следили за тем, кто опускает деньги, а кто нет.
з.ы. и о счастливом билете
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82