ник: Силыч
О демократии – с любовью.
Мы живем в свободном, демократическом правовом государстве.
В реальной жизни эта замечательная фраза означает следующее., В пределах ограничений, которые налагают на нас наши доходы, а также действующее законодательство и решения исполнительной и судебной власти, мы можем делать все, что нам пока не запрещено. Впрочем, запретить можно фактически все – любая власть инстинктивно стремится расширить полномочия и сократить ответственность. Поэтому в условиях, когда население не оказывает постоянное давление на власть ( а на власть давит и олигархия всех рангов), жизненное пространство населения будет постоянно сужаться, и в конце концов завершится тем или иным вариантом полицейского государства. Собственно, последние годы именно это и происходит.
Поэтому главный смысл демократии – в том, что при сильном желании и определенных усилиях мы можем менять правила игры , воздействуя меняя власть – правда, тоже в рамках определенных правил). Благодаря демократии сожительство с властью оставляет нам некое гарантированное жизненное пространство и то, что называют «правами и свободами».
Выбирая органы законодательной власти (ясное дело, не в одиночку, а как часть социальной прослойки со сходными интересами – но такая группа действительно влияет на процесс), спонсируя прессу ( телеканал или приятную корреспондентку – все полезно, что на шиш полезло) или посещая баню с власть имущими (с участковым или с Президентом – смотря по твоим средствам), мы получаем замечательную возможность если не расширить свои права, то защищать их, поддерживая равновесие. Такая взаимозависимость между властью и обществом – своего рода холодная гражданская война – и есть та модель западной демократии, с которой наши кремлевские карикатуристы лепят отечественный аналог.
Отметим особо – сама возможность влияния населения на власть заставляет власти быть внимательными к согражданам – хотя бы как к электорату. Конечно, все сводится в основном дежурному пиару и перенесению «непопулярных мер» и дефолтов на послевыборное время – но сам факт оглядки на подданных внушает определенный оптимизм – мы нужны ему, хотя бы в качества «Электората»! Более того – иногда в жертву общественному мнению приносятся не только правительства – но даже и первые лица!. Например, отработавших свои штатные задачи Горбачева и Ельцина пришлось заменить на нового человека – правда, на специально подобранного, но и на том спасибо. Зависимость власти от выборов создает нечто вроде ответственности власти перед народом – правда, не в виде публичной порки, - но хотя бы в виде лишения сладкого десерта. Злые люди, впрочем, напомнят закон « о гарантиях бывшим президентам и членам их семей», по которому действующий Президент может хоть головы топором рубить – но ведь не рубит . Пока. И в этом – несомненный плюс демократии, который признавал и дедушка Ленин. Минус демократии только в одном – она действует на уровне не выше национального.
Но сегодня на национальном уровне решается гораздо меньше, чем мы думаем Не так много решается и на межгосударственном уровне – во всяком случае, на официальном уровне, со стенограммой и протоколом.
На глобальном уровне власти демократии нет: И то, что выборы мирового президента и мирового правительства не проводится, а означает только одно: глобальная власть имеет недемократическую природу и не желает иметь никаких обязательств перед населением планеты.
Одно из прямых следствий – то, что глобальным властным структурам население не нужно даже в качестве электората. В принципе, население вообще не нужно – и это прекрасно видно на практике.